akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Category:

"Во Христе". Побывал, докладываю:

сходил в Третьяковку. Не мишкам поклониться, а на выставку. Джотто, "Во Христе", как и собирался. Не пытаясь писать умнее, чем я есть, скажу: не опрокинут.
Новый Джотто - это все же на мой взгляд - не безумно. Приписываемое и новооткрытое. Но: господа, не будьте пижонами, в любом случае это флорентийская живопись первой трети XIV в., и ее явно нужно посмотреть. Даже если вы "да были уже в этой Флоренции".
Третьяковка, кстати, дает весьма немало форы выставляемым произведениям, я еще по "Рублеву" помню: идешь к выставочному залу, а слева на тебя не смотрят Павел Флоренский с Сергием Булгаковым Нестерова, а справа - и вовсе суицидально-родное "У омута". Чтобы понимали, значит, художественный контекст своего бытия.
И пустой серый сумеречный зал безо всякого фона - очень выигрышная штука. Уж для двух вещей - особенно. Тут уже не замечаешь несколько, э, прямолинейные соотношения цветов в Маэста ди Сан Джорджо алла Коста. Потому что все равно здорово. Причем во Флоренции из-за очень плотного культурного фона (а, зачастую, и собственного графика) упускаешь многое, что мешает правильно понимать и основные вещи.
Мне, кстати, больше показался полиптих из Санта Репарата. Вообще-то важна возможность видеть картины очень близко и в свободном пространстве. Впечатлило: прекрасное тело Марии Египетской, закрываемое не менее прекрасными золотыми волосами. И само по себе, и в воспоминании нашей традиции изображения этого сюжета. Преподобная Мария Египетская в пустыни в молении. Живые мощи, ей-Богу. Можете сколь угодно богословски бу-бу-бу про то, что в иконе плоть изображается преображенной духом, но во Флоренции именно это и получилось. Еще здорово: тонкая и изящная книга в тонкой и изящной руке Марии в Благовещении. Неизвестная (мне) штука с архангелом в восьмиконечной звезде на руке св. Зенобия. Во Флоренции этих мелочей просто не успеваешь заметить, там вообще-то много что еще есть. А тут в сумерках вглядываешься в яркие и точные краски шестивековой давности, и это, несомненно, здорово.
В тексте (я, как провинциальная учительница, всегда читаю таблички) чуть покоробило: как знаете, эти приписываемые Джотто ди Бондоне картины из Италии приехали в обмен на две наши иконы, соответственно - нужно было что-то ввернуть про наше и про ихнее - так вот, написали, что Джотто "отошел от византийского канона", а Рублев и Дионисий, напротив, " в рамках канона создали" по-моему, национальную живопись, или что-то такое. Я понимаю, что надо было никого не обидеть и себя похвалить, но соотношение "отошел" и "создали, не отходя", несколько позабавило.
Да, из банального - никакие фото и репродукции ничего не передают, надо идти и смотреть. Хотя этот поход в ГТГ не отменяет ни в коей мере необходимых для приличных людей поездок в Падую и в Ассизи, без чего не говорите, что Джотто уже видели.
Еще из приятного, по пути зашел к старым древнерусским знакомым. И не зря - глядь, любимую мною и Э.С. Смирновой Толгскую тронную из Ярославля увезли, небось, на "Святую Русь", а ее место чудесным образом не пустует, оттуда на меня несколько хитро и чуть вбок глядит кто-то смутно знакомый. Поворачиваю голову - точно, св. Никола из того же Ярославля, первой пол. XIV в., которого я до сих пор знал только по каталогу. Чудо, учитывая мои проснувшиеся интересы к Федору Черному и его детишкам. Они-то несомненно перед этой иконой хоть раз, да помолились.
Вот такой:

А еще в зале с Рублевым появилась какая-то мощнейшая Богородица из деисуса с резным фоном, по-моему, опиленная снизу до поясного размера.

Ну и для приличия - фото части полиптиха, на котором все равно главного не видать:

А также, собственно, Мадона с младенцем с выставки, и в пару к ней очень мне симпатичная наша Богородица с предстоящими Николой и Климентом из Вологды (того же периода):
   
Tags: выставки, иконы, красиво, сходил
Subscribe

  • (no subject)

    еще голутвинская электричка, утро 31 декабря. Напротив меня сидит несколько непонятный мужичок с тяжелым цепким взглядом, которым он, впрочем,…

  • (no subject)

    Голутвинская электричка. В вагон входит среднеазиатский цыган лет тридцати пяти с лицом, которое явно видало и что-то менее безнадежное, чем мокрая…

  • литература и жизнь

    Едучи нонеча поутру в автобусе, имел соседом молодого человека, который, яростно перелистывая, читал Сорокина, успевая при этом еще и истово…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    еще голутвинская электричка, утро 31 декабря. Напротив меня сидит несколько непонятный мужичок с тяжелым цепким взглядом, которым он, впрочем,…

  • (no subject)

    Голутвинская электричка. В вагон входит среднеазиатский цыган лет тридцати пяти с лицом, которое явно видало и что-то менее безнадежное, чем мокрая…

  • литература и жизнь

    Едучи нонеча поутру в автобусе, имел соседом молодого человека, который, яростно перелистывая, читал Сорокина, успевая при этом еще и истово…