akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Тайная история Ломоносова.

В продолжение поднимавшейся уже темы Академии и схоластики в их русских отраженьях.
На сайте Арктического (Северного) государственного университета (с) в виртуальном музее без указания авторства, даты и сюжета помещено сие полотно:

Оно явно вне времени и родня картинам, веками украшавших всяческие трактиры, постоялые дворы и тому подобные святилища русского духа. Сюжетом их могла быть рыбная ловля, охотники с медведЁм или утками, путник в тарантасе в виду приближающейся грозы, лихой ямщик на тройке или что-то еще более патриотическое. Безвестные мастера творили это, и сей жанр живописи, по большому счету, заслуживает мною коллекционирования, что начнется лишь только позволят мои выставочные площади. Никогда не забуду "Трех богатырей", скрашивавших мне в детстве ожидание поезда на нашем деревянном вокзальчике еще дореволюционной постройки. «Будь я конем, картина «Три богатыря» была бы мне иконой», как сказал Александр Генис.
Но здесь сюжет иной. Мифология Ломоносова включает два устойчивых мотива: уход из родной деревни в Москву за знаяньями с обозом и затем уже в столице борьба с иноземным засильем в науке. Есть еще доступная более просвещенным россиянам тайна открытия Ломоносовым теплорода, коего потом не оказалось.
Однако эта картина - явный апокриф, единственный дошедший до нас след родившегося в глубине народной души поворота сюжета, по которому юный Михайло дошел до Москвы, узрел всю эту поганскую нерусскую науку, плюнул, и перекрестясь, как только увидел родные церковные главы, вернулся домою в ноги к родителю (См. также сюжет "Блудный сын").
Tags: ), провинциальное, русский образ жизни, увидал
Subscribe

  • (no subject)

    Доска-створка деревянного складня с врезанным литым бронзовым крестом и иконками втор. пол. XVIII- перв. пол. XIX вв., рамка - роспись, сер. -…

  • (no subject)

    Хороший был бы материал для исследования где-то между фольклористикой, антропологией, социопсихологией и историей, собственно. Понятно, есть…

  • и еще к вопросу об образцах и о надписях на монетах

    "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • (no subject)

    Доска-створка деревянного складня с врезанным литым бронзовым крестом и иконками втор. пол. XVIII- перв. пол. XIX вв., рамка - роспись, сер. -…

  • (no subject)

    Хороший был бы материал для исследования где-то между фольклористикой, антропологией, социопсихологией и историей, собственно. Понятно, есть…

  • и еще к вопросу об образцах и о надписях на монетах

    "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth -…