akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Categories:

Саморазоблачение агента Госдепа

Помню, когда мне в руки впервые попала книга Бжезинского "План игры" (в 1987, по моему, году) , впечатлен я был ею до крайности. Увидеть мир под другим углом - это всегда означает сделать его еще больше и интереснее. Борьба сверхдержав показалась какою-то эффектною и важною игрою, наблюдать за которой - прямо-таки удовольствие тютчевского Цицерона.
Что ж сейчас? Разговоры о геополитике, мысли о ней и даже занятие ею кажутся уделом, достойным бессмысленных и пустых маргиналов - то ли людей, то ли вовсе ботов.
Игра в пустые карты.
В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский
Вот только в таком виде она и остается пока что любопытной:


Кусочек "Страшного Суда" из хрестоматийной росписи ростовской церкви Спаса на Сенях. Митрополит Иона достроил ее в 1675 г. Казнен Разин. Завершилась и война с Польшей, давшая России Смоленск и половину Украины. Скоро из-за той же Украины начнется война с Турцией. Последний год жизни царя Алексея Михайловича. В это время Соловецкий монастырь с не принявшими никоновских книг монахами уже семь лет отстреливается и огрызается вылазками против осаждающих его царских стрельцов. Роспись и внутреннее убранство церкви Спаса будут завершены уже позже, в 1680-е, после смерти царя Алексея и кровавой расправы над Соловками. Ростовский митрополит Иона, крестьянский сын из-под Углича, ухитрился как-то проскользнуть сквозь свое очень уж подвижное столетие (от Смуты до Петра, на минуточку), никого всерьез не обидев, ни с кем серьезно не столкнувшись, но оставив после себя столько зданий, сколько, по-моему, никто из современников. Архитектура и росписи - целый ионинский стиль, внешне далекий и от московских церквей этого времени, и от приближающегося барокко, лаконичный, с отсылами к архаичным деталям - но при этом полный идей, глубокий, свободный и чуткий к новшествам.

Церковь Спаса на Сенях была домовым храмом Ионы, легким, но мощным центром огромного и изящного Ростовского Кремля, построенного вокруг одного этого человека. Из своих покоев он проходил к церкви прямо по открытой площади гульбища, не опускаясь на землю, и глядя на обычно серое ростовское небо. Дверь в храм не была огромна - без ступеней лестницы и профилированного портала, но с очень симпатичным крылечком, контрастирующим с возвышающейся над человеком стеною.
Все, кто был в Спасе на Сенях, помнят это ощущение красочной шкатулки, которая при этом высока и сбалансирована по пропорциям и колориту - не давит на человека, а возвышает его. Особенности ионинской церкви - иконостас-стена с росписью, а не доски тябл с привычными иконами и высокая площадка перед алтарем - солея - с ведущей на нее лестницей в восемь ступеней. А там, наверху - расписанные парапет и аркада с золочеными колонками, прикрывающие предалтарное пространство.

Вход в церковь с севера, западная стена глухая, и на ней свободно и красиво разместилась фреска со Страшным Судом. Ее фотографировал в 1911 году еще Прокудин-Горский. Особенно всем любопытны грешники в европейских и азиатских одеждах. Роспись внешне традиционна, но и многие новины, как требник Петра Могилы или Скрижаль нашли в ней свое незаметное нам сейчас отражение.
Культ образа Спаса Нерукотворного, которому посвящен храм, давно был присущ Ростову, достаточно заглянуть в "ростовский" зал Третьяковки или вспомнить Спасский монастырь, построенный княгиней Марией, вдовой убитого после сражения на Сити в 1238 г. Василько, оставшейся с двумя грудными детьми на руках во главе княжества во время ордынского нашествия и 33 года потом мягко удерживавшей своих Бориса и Глеба Васильковичей от взаимогрызения.
Впрочем, сложно сказать (во всяком случае - мне), чем было обусловлено посвящение этой церкви, и был ли у нее храм-предшественник.
Однако с озера именно ее одинокая легкая глава с золотым куполом, возвышающаяся над острой щипцовой кровлей, плоскостью стен и невидимым за крепостными бойницами нижним этажом обширнейших сеней, давших церкви прозвище, показывает, что Ростовский Кремль хоть и был построен весь одним человеком, однако этот человек имел в виду не столько себя, сколько что-то более важное, важное и сейчас.
Tags: Ростов, бу-бу-бу, люди, осторожно! пафос!
Subscribe

  • (no subject)

    Мы тут недавно потешались над вышедшим из ума на старости лет Глазьевым. Но так-то, если разобраться, грешно это. Никто ведь не молодеет. Встреча…

  • новый Кортёж

    Гляжу я, единственным сюрпризом нонешней инаугурации стало то, что наконец-то создана репрезентативная отечественная модель членовоза (как называли…

  • (no subject)

    Вчера, открывая встречу с президентом Македонии: В.Путин: Уважаемый господин Президент! Позвольте Вас сердечно поприветствовать в Кремле. Знаю, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments