?

Log in

No account? Create an account
гармошка

akim_trefilov


размышления провинциального либерала


Previous Entry Share Flag Next Entry
Русское. Genesis. Крах политики мультикультурализма.
гармошка
akim_trefilov
Знаменитое полотно Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею". 1889 .
Юный Сергий Радонежский встречает неподалеку от Ростова ангела в образе старца. Святая Русь в чистом виде и в незамутненной глубине. Собственно, ее образ возник и живет в нашем сознании через романтичную призму модерна - кроме Нестерова еще и Васнецовы, Рерих, Билибин.

Обобщенный до крайности образ русского мальчика на фоне осенних стожков, капусты и алтаря деревянной церкви. Спросят: что есть русское? - ответишь - вот же оно.
А вот еще один мальчик:

Аксели Галлен Каллела. "Сирота". 1885. Автор - певец финской народной жизни и природы в духе того же самого романтичного модерна, борец за свободу Финляндии, адъютант Маннергейма, автор финского штык-ножа образца 1919 года.



Сдается мне, между мальчиками немного разницы. Как и между культурами.
 
Слева - "Защита Сампо" того же Галлен-Каллелы, а справа - Баба-Яга Ивана Билибина. Все время, кстати, задумывался: почему "Яга"? И вот - по-вепсски  "jaug" - "нога". Баба-Яга, костяная нога...
И летает она в здоровенной деревянной ступе, в которой в вепсских и северно-финских деревнях Русского Севера - от Белозерья до Карелии, от Новгорода до Архангельска - когда-то толкли при стирке белье.


  • 1
Нам с папой отрок на картине Нестерова всегда напоминал одного из героев эпоса о Нибелунгах:))

Да, один культурный мир. ))

Однако, живя тысячу сто лет бок о бок с финскими народами, русские переняли из их языков всего 11 слов: килька, сёмга, навага, салака, камбала, тундра, пурга, нарты, пихта, рига, сауна.

Что-то мне кажется, что у Фасмера больше наберется.

А сектант Рерих то тут при чем? давайте уж так котлеты отдельно а мухи - отдельно.

В создании визуального образа Святой Руси поучаствовал не хуже прочих, однако же.

Сейчас и записные индо-арии и славяно-россы свои посты иллюстрируют его "Заморскими гостями".

Слово финно-угорское, по эстонски нога - ялг. В Таллинне есть две улицы - "короткая нога" и длинная нога - " Пикк ялг ".
Только исследователи относят к другому слову - яг, в переводе с коми - сосновый бор. Женщина из соснового бора.
Исследованием корней русской сказки занимался Пропп, у него есть и о бабе=яге. Изначально, она - богиня страны мертвых. Её избушка - проход в иной мир. Она к нам передом, к лесу задом. Своим гостям она обязательно топит баню - совершает обряд омовения перед уходом в иной мир. И когда-то считалось, что ступа у неё железная и посох железный и в жертву ей приносили детей. Потом языческие верования трансформировались в сказку.
А что касается Нестерова, я не так давно после какой-то выставки отдыхала на диванчике как раз напротив этой картины минут пять и внимательно её разглядывала. И думалось мне в этот момент, что картинка-то почти гламурная, даже китчевая на грани. Мальчонка в хорошеньких сапожках а ля рюсс, пастушки в таких отродясь не ходили. Природа приглаженно-сусальная, можно сказать, экспортный вариант.
Был ли мальчик, сказать сложно. Формально он написан на три года раньше Варфоломея, но сам Нестеров писал в своих воспоминаниях, что прототипом была "бледная девочка", которую он как-то встретил на улице.

Мне еще попадалась гипотеза, что Яга - трансформация древнего божества, покровительствовшего женщинам и, в частности, родам. А ее избушка с печью происходит от древних "роддомов" - ведь еще недавно в этих целях бани использовали.

Тема такая... Много хочется сказать, но поймут обязательно в плохом смысле.
Люблю хвалить хорошее. Оно всегда конкретно и сложно, а здешне-теперешняя публика понимает лишь одобрение или развенчание фигуры с плаката; например, символизирующего какой-нибудь народ.
Побейте меня камнями, но я помню русский народ! Остатки. Настоящий русский человек не был похож ни на отрока Варфоломея, ни на Вашу чухну финского сироту. Он вызывал восхищение. Те, кто сейчас от его имени "спасают Россию", не достойны ему ботинки чистить.

Интересно на кого же он похож ? Есть такой визуальный образ, который соответствует русскому человеку ?

В детстве я почему-то очень пугалась этой картины, вернее, старца-привидения. А культуры мне одинаково близки - что русская, что финская, что, как недавно выяснилось, карпатская (внезапно). Как поет "Сплин": "Из двух великих культур мы хотим сделать одну, ну-ну-ну..." :)

А модерн был общим ))
Да, старец страшноват вышел, я думаю, он все ж в выцветшей дерюжной какой-нибудь ризке был, в серенькой такой, а не в черном схимнеческом.

Нам нужна инсталяция новой ментальности....

Имитировать ментальность - сложная задача.

У северных русских сильный западно-финский компонент. С эстонцами практически неотличимы. Однако, ставить знак равенства между северными русскими и финнами было бы ошибкой. Северные русские - это славяне, но специфические, из за географической и генетической близости к финнам. Так же, как южные славяне Балкан генетически не так далеки от греков и турок.

Да, компонент есть, и ставить знак равенства между "северными русскими" и финнами из Финляндии или эстонцами из Эстонии, конечно же, нельзя. Все они прошли достаточно долгий путь, да и сами эти общности, как мы их сейчас воспринимаем, возникли достаточно поздно.
Кто славяне (германцы, кельты, финны), а кто - нет (если отвлечься от языкового критерия, по которому славянином легко становится таджик или грузин во втором-третьем поколении) - это, скорее, вопрос веры. Язык, культура, история, самоидентификация - в зависимости от условий и хронологии ответы все время будут разными. Генетический критерий тут мало полезен (несмотря на некие понты популярных генетиков): вопросы этногенеза, тем более - в дописьменных I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. - далеки от решения, поэтому брать в качестве эталона современного финна и эстонца и выделять на этой основе некую совокупность признаков, которой исследователь условно приписывает название "финские гены" - это не вполне добросовестно с научной точки зрения. Нынешние финны и эстонцы - народы, сформировавшиеся к Новому времени, причем постоянно существовавшие на границах, народы, находящиеся в сложных, с не слишком понятным характером и хронологией отношениях с предшествующими общностями, на протяжении тысячелетий впитавшие в себя весьма разное.
Да и деление финнов на прибалтийских и поволжских - это опрокидывание в далекое прошлое ситуации, зафиксированной современным языкознанием. Вполне приемлемая гипотеза Евгения Хелимского серьезно трансформирует это привычное деление. В целом говоря - тут не стоит торопиться, если оставаться в рамках научного дискурса. Вне его, понятное дело, много тысячелетий идет суровая борьба славяноариев, древних укров, великих тюрок и рептилоидов с планеты Набиру. ))


1) Славяне, балты и финны имеют единый индоевропейский корень. Так что наличие аналогий в мифологиях никого из ученых не удивляет.
2) Совместное проживание порождает частичные заимствования-сюжетов, атрибутов и тд. Позднейшие добавки-заимствования не являются доказательством происхождения мифа от какого-то народа.
Про бабу-ягу полная фигня. Этот персонаж имеется как в восточно-славянских, так и в западно-славянских мифах. Ну или объясните мне, какие финны выдумали чешскую Ежибабу, и сербскую Еги-бабу?
"Избушка на курьих ножках"-наиболее адекватной интерпретацией мифа является что на столбах, подобных саамскому сарая, ставили в древности малые срубы и в них клали мертвые тела. Недаром избушка на курьих ножках стоит на опушке леса, а сама Яга является стражем в мир мертвых. А вот саамский сарай-просто постройка, никак с мифом не связанная.




"Славяне, балты и финны имеют единый индоевропейский корень"
серьезно? новое слово в науке. Я даже удивляюсь, зачем Вы дальше ссылаетесь на каких-то ученых, Вам надо срочно публиковать свою статью в приличном реферируемом журнале - это открытие даст крутейших рост индекса цитируемости и весьма солидные гранты. Если, конешно дело, под ним есть хоть какие-то основания ))
Второе открытие - существование "восточно-славянских и западно-славянских мифов". Все мои знакомые слависты, фольклористы и археологи порадуются, У Вас, вероятно, какие-то новые, ранее неизвестные источники - а до этого все, бедолаги, реконструировали с грехом пополам и с огромными сомнениями систему по отрывочным и противоречивым упоминаниям и по столь же мутным поздним фольклорным источникам.
Так что с нетерпением ждем публикаций и появления в науке нового имени. До этого момента и обсуждать вроде бы нечего.

помню, как-то замучил своих дочек во время путешествия в Ростов Великий и окрестности тем, что отмечал каждое характерное лицо местных жителей, мери долгоносой :)

  • 1