akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Categories:

Крестьянские дома села Поречье: что внутри?

НАШИ ПРОВАНС И ТОСКАНА


Когда мы слышим о русских крестьянских домах - в голове сразу включается абсолютно привычный образ: изба, бревенчатые стены и пол из широких досок, печь, полати, прялка и ухваты, сени, крыльцо и наличники. Все это кажется абсолютно вечным - от возникновения Руси и до погибели деревенской жизни и почти неизменным - от Смоленска и Пскова до Северной Двины и Саратова.
Этот взгляд легко находит себе подтверждения в множестве фильмов, картин и книг, в музеях крестьянского быта и деревянного зодчества и представляется некоторой аксиомою.
В лучшем случае исследователи крестьянского быта неодобрительно отметят то, что в конце XIX - начале XX вв. он испытал влияние городской культуры и всунут в экспозицию музея какой-нибудь граммофон с фикусом, наивно и комично выглядящие среди домостроевских интерьеров.
Мир, однако же, интересен тем, что отличен от наших о нем представлений. ))

Существует, к примеру, любопытный и пока что не слишком изученный феномен богатых торгово-промысловых сел. Жители их, оставаясь в сословном смысле крестьянами, имели достаточные средства для устройства быта в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Причем это восходит еще к XVIII в., и вместо каких-то скороспешных заимствований там возникла и развивалась достаточно цельная и интересная культура, отличавшаяся и от тогдашнего городского дворянско-чиновничьего мира, и от расхожих представлений о милой глухой деревушке.
Я хочу рассказать о ростовском селе Поречье, о церквях которого тут уже писали. Расположенное на берегу озера Неро, село разбогатело за счет торгового огородничества, очень выгодного на плодородной приозерной земле. Почти полностью застроеное двухэтажными каменными домами XVIII - начала XX вв. расположенными регулярными порядками, оно производило бы впечатление уездного городка, не будь жителями этих домов богатые крестьяне.




Интересны, на мой взгляд, не только их внешний вид, но и интерьеры.
так отделана парадная лестница:

так изнутри выглядит столь любопытная, но распространенная в Поречье деталь, как проездная арка с воротами:

мелочи архаичного быта:

еще одна парадная лестница солидного крестьянского дома:

разумеется, изразцы:

и лепнина с трубами советской поры:









никак не могу представить, что из этого парадного кто-то мог выходить поутру сгонять скотину.





В английскую, немецкую или голландскую реальность начала прошлого века это вписалось бы лучше.







И под всем этим скрываются замечательные сводчатые подвалы, великолепные и загадочные:

с нишками в стенах, напоминающими о XVI-XVII вв.

и заложенными оконными проемами. Как тут уместен был бы винный погреб!

жители стараются приспособить великолепие прошлого под свои насущные нужды, хотя это не всегда эстетично и величественно:

Большинство же домов просто разрушается, утрачивая крыши, интерьеры и перекрытия. При нынешних деревенских доходах их никому тут нет резону ремонтировать, реставрировать и отапливать. Даже живые дома стоят очень недорого. Руины же и вовсе почти ничего:

Хотя это - не огромные усадьбы, требующие десятков миллионов инвестиций на восстановление и содержание. Только представьте, как бы все это выглядело отреставрированным прилично, дополненным хорошим и тонким интерьерным и ландшафтным дизайном и снятое, к примеру, Фрицем фон дер Шуленбургом из AD.
И ведь Поречье - не единственное такое богатое село. Только в ближайшей округе есть Петровское, по случайности ставшее уездным городом Петровском при Екатерине, есть ярославские каменные села Великое и Вятское и т.д.
После всего это я припомнил и свой деревенский дом, стоящий в том же районе. Сложные и высокие двустворчатые белые филенчатые двери с роскошными латунными ручками и профилированными наличниками, ведущие в парадную горницу с расписной изразцовой лежанкой. Бабушка, царствие ей небесное, вечно растила там здоровенных "пальму" и "крокодила". А ведь его баушка завал "тесным" и "бедным", он построен уже после пожара 1927 года. До того на его месте стоял двухэтажный, хоть и деревянный, но с горницами на втором этаже, где были серванты с парадной посудой, венские стулья, неизбежный фикус, напольные часы с боем, книги и журналы, на стенах - большие зеркала в резных рамах, фото графа Толстого и картины, одна из которых - немецкого художника второй половины XIX в. с меланхолично пасущимися козами - дожила у нас до сего дня. Канарейки в клетке довершали все это и остались в семейных рассказах благодаря тому, что на свадьбе прадеда ухитрились точно нота в ноту подпеть певцам из хора. И это - крестьянский дом. Несколько человек в семье работали в Питере приказчиками, брат прадеда дослужился в Польше до офицерского чина, но большинство просто пахало землю. И таких домов в нашем селе было не один и не два, так что не стоит представлять Поречье каким-то редким и незначительным исключением. Дореволюционный крестьянский быт и интерьер, похоже, все же не всегда соответствовали нашим о них представлениям.

Решая в наше время, каким должен быть загородный дом, мы уж и хотим обычно какого-то национального колорита, но жить в избе, ясное дело, сейчас никто не готов. Поэтому нам предлагают воткнуть в евроремонт прялку с матрешками или "возродить дух русской усадьбы" путем покупки итальянских псевдодворцовых завитушек и хрустальных люстр.
Мы восхищаемся в Европе настоящими тосканскими и прованскими крестьянскими домами, везем оттуда купленный за 40 euro альбом с интерьерами, чтобы показать здесь архитектору и дизайнеру, как и что хотим сделать в своем загородном раю.

Тем интереснее мне было узнать, что у нас был национальный интерьер, одновременно европеизированный и приспособленный к загородной жизни, изысканный и изящный, но лаконичный и свободный от дворцовых позолот и мишуры. В нем отразились и этнографическая крестьянская культура, и барокко XVIII столетия, и строгий николаевский классицизм, и модерн начала XX века. Его следы, смешавшись с советским убожеством, дошли до нас в разрушающихся домах провинциальных сел.
Надеюсь, очевидные достоинства не позволят ему умереть незамеченным. В Ростовском музее, во всяком случае, собираются всерьез заняться домами Поречья, и я буду внимательно и с интересом за этим посматривать.

С уваженьем, Аким Трефилов. ))

фото (с) Александр Морозов
больше о домах Поречья - в исследованиях в блоге Ростовского музея
Subscribe

  • (no subject)

    Доска-створка деревянного складня с врезанным литым бронзовым крестом и иконками втор. пол. XVIII- перв. пол. XIX вв., рамка - роспись, сер. -…

  • (no subject)

    Все ж не из одних лишь только болезней, непониманий, дедлайнов и серой пыльной тоски состоит жизнь наша. Вот, к примеру, зайдешь в кои-то веки в…

  • и еще к вопросу об образцах и о надписях на монетах

    "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • (no subject)

    Доска-створка деревянного складня с врезанным литым бронзовым крестом и иконками втор. пол. XVIII- перв. пол. XIX вв., рамка - роспись, сер. -…

  • (no subject)

    Все ж не из одних лишь только болезней, непониманий, дедлайнов и серой пыльной тоски состоит жизнь наша. Вот, к примеру, зайдешь в кои-то веки в…

  • и еще к вопросу об образцах и о надписях на монетах

    "A further argument in favour of such a limitation upon the source material used is the idiosyncracy of the types on Russian coins of the XIVth -…