akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Categories:

Осенний визит с родины графа Северного, или Езда на метро в остров Любви

Поскольку вокруг все так, как есть, и обстоятельства подчас печальны, счел себя вправе сделать себе и вам маленький подарок.



Тут вполне могла бы быть цитата из Пушкина с посвящением зеркала Лаисы или даже из Фета про божественное тело - и там, и там тема времени/вечности всплывает со всей неизбежностью.
Но это сейчас уж вовсе непозволительно, так что без цитат, извините.






Ноябрь всегда располагает куда-нибудь съездить. Городская почти монохромная холодная и тесная осень надоедает, хочется света и простора, пусть уж будет холодно, что там, потерпим. Впрочем, на дальние путешествия упорства и времени нету, посему всякий раз приходится довольствоваться тем, что под рукою.
И вот: Шантийи. Все, что я знал, что это замок, что там музей. и что туда можно доехать на RER. Т.е. на метро. Никакой культурной подготовки, просто еду гулять. Монморанси - это знаменитый фокстерьер Джея и только.

Метро, выскользнув под осеннее небо, волшебным образом превращается в электричку, и вскоре уже надо выходить. Вокруг практически Подмосковье. Прямо у вокзала рядом с шоссе - памятник павшим жителям Шантийи.






Но есть отличия: на памятнике обе войны, 1914-1918 и 1939-1945. У нас же, как известно, до сих пор установка япомнить и ягордиться только второй, первая слишком сложна и не актуальна. И еще: тут указаны имена всех погибших, не только солдат, но и мирных жителей городка, а наша героико-патриотическая память обычно не столь всеобъемлюща.

Тут же пристроился и маршал Жоффр. Сын виноторговца, доброволец, побывавший и повоевавший, если не ошибаюсь, везде: на Тайване, на Мадагаскаре, в Судане, пару раз - с разным успехом - штурмовавший Тимбукту, в первую мировую от Марны до Соммы был главкомом французской армии, а ставку свою устроил здесь, в уютном пригороде. Почти Кунцево, в общем-то.
Но не будем разводить экскурсии. Это - французский лес:


Дубы, между прочим:



Вообще-то окружающий массив на семь тысяч гектаров гордо зовется Трехлесьем (Le Massif de Trois Forêts), тут вокруг старой римской виллы какого-то Cantilius'а, давшей месту имя, охотились сеньоры со времен раннего Средневековья.
Я понимаю, что листьев в вашей ленте скопилось уже больше, чем в осенних лесах, но вот - рекомендую - прям как в Измайлово:



Тут же и неведомые грибы:



И собака без поводка и намордника чудесным образом не вызывает ничего, кроме общего умиления у детей и взрослых. Отсутствие живодеров-догхантеров с Русского марша (такого склада люди здесь обычно находятся под наблюдением санитаров) приятно сказывается на психологической атмосфере.



Финишная прямая: широкая тропа-аллея, решительно образуя перспективу, ведет через манежи и левады знаменитого местного ипподрома к зданию, кое я и принимаю по невежеству за замок.



И - собственно - чем ему еще быть?



Однако же это, оказывается, Les Grandes Ecuries, Большие (и впрямь) конюшни. Один из принцев Конде, как мои эрудированные читатели в отличие от меня, вероятно, знали, был уверен, что в будущей жизни станет лошадью, и строил, как для себя.



Но вот за весьма убедительным рвом, заполненным студеными водами реки Нонетт, показался и замок. Дико холодно, со стороны России веет недружелюбный Борей, прошел я уже километра два с половиной. Однако иных вариантов нет: и прибывшие на личных авто тоже вполне послушно паркуются и идут-идут себе пешком.



И это очень разумно: архитекторы и в XVI, и в XVIII в. предполагали, как вид на замок будет раскрываться для приближающихся к нему, и просто глупо это проматывать.



Виды весьма открыточны, но ограничиваться открытками - это лишать себя очень и очень многого, поверьте.



Конная статуя коннетабля Анн де Монморанси. Именно этот древний род подхватил разрушенный на излете средневековья замок, и с конца XV века взялся за сооружение на древнем фундаменте роскошного ансамбля, тонко сочетающего природу и архитектуру. При Анн (при Анне ?) была построена старейшая из сохранившихся, ренессансная часть замка.



Понимаю, тут просится всхлип: а вот у нас-то все порушили неведомые злодеи, а у хранцузов-то все цельным осталось. Однако: Большой замок Шантийи и в значительной мере парк были разрушены во время революции, сохранившись только на рисунках из альбома посетившего Шантийи в 1782 году под именем графа Северного будущего Павла I. Тому, кстати, все тут бывшее очень понравилось, и в питерской Гатчине под впечатлением от визита вскоре появилась площадь Коннетабль. Да и любовь Павла к замкам, окруженным рвами с водой, вероятно, происходит отсюда.
После революционных бурь Шантийи вернул себе владельцев и вместе с ними возвратил шарм уверенной и гармоничной древности, а восстановленные в духе боз-ар (beaux-arts, а не "базар") строения вполне изящно дополнили оставшееся от ренессанса.



Видимо, собаки (так же, как и лошади, и книги) - это важная часть сущности Шантийи.



Регулярный парк с этим вот подсвеченным солнцем партером разбит Ленотром. Что ж тут добавишь?



Часовня под холодным небом сказочна. Но не как "родина деда Мороза", а несколько иначе.



Буду банален, как мне и свойственно: тут уж точно пора произнести слово "Бенуа".



По краям партера во времена Андре Ленотра были аллеи философов, завершавшиеся статуями Вакха и его учителя Силена.
В следующую такую поездку уж непременно возьму с собой флягу кальвадосу (как я нередко себе пеняю).



Впрочем, солнце нередко проглядывает, и окружающий парк становится весьма дружелюбен.



Хотя и в нем романтизм временами достигает концентрации, предельной даже для меня, чрезмерно к нему склонного.







Английский парк. Остров Любви и храм Венеры - все это где-то здесь.









Думаю, эти птицы смотрели свысока и на Монморанси, и на Конде с Бурбонами:



Не хочется напоминать питерцам о случившемся с Летним садом. А вот. собственно, и Венера на фоне обнаженных дерев.





Вход в загадочную расселину с замшелыми камнями выглядит очень естественно.



Виды на замок сквозь парк открываются неожиданно, как и предусмотрено архитектором.



Здание куда-то быстро плывет сквозь поднятые ветром с востока волны.



А цвета хватает даже и при скрывшемся солнце.



Простота и незамысловатость пейзажных парков XVIII столетия.



Источник и Канал друидов, виденные Павлом, возможно где-то рядом. Впрочем, возможно все же это был Canal des Tuites, Канал форели.



Это вам не фальшивая альпийская горка с пластиковым гномом, а целая декоративная деревня, Hameau, тоже простая и незамысловатая. Уже по этому образцу Мария-Антуанетта соорудила "такую же!" в Трианоне. Где-то тут и молочня, как в Павловске.



В этой деревушке, у "хижин простых пахарей", принимали королей и императоров вплоть до того времени, когда проблема простых пахарей и прочих простецов встала с нежелательною и неразрешимою остротой.



Но, несмотря на все явления погоды и истории, вот он, старый парк вокруг старого замка:



PS Да, я ни слова не сказал про музей. Да, не сказал. Я и про кафе в городке ничего не сказал, а ведь там ого-го как здорово оказалось.
Музей. Пьеро ди Козимо (что очень круто), Рафаэль, Франсуа Клуэ. Ну и Ватто с Пуссеном, и Энгр. Не фотографировать же мне их!
И еще я не рассказал байки про умершего именно здесь известным образом Франсуа Вателя.
Но что для меня оказалось тут важным (помимо места) -  это огромная старинная библиотека (оборудованная, впрочем, по последнему слову техники позапрошлого века). Эта библиотека сама по себе зрелище и счастье, о каком мне и писать без толку.
Все дружно постят хранящийся именно там Часослов герцога Беррийского, ну а я уж тогда (просто для впечатления) -страничку из Ингеборговой Псалтыри.
XIII век начинается, господа:



Обратно к электричке шагал через лес уже в потемках.

Tags: Франция, съездил, фото
Subscribe

  • (no subject)

    Вот стары-то люди - оне не так как нонешние жили, праведно оне жили - так у них и робенки прям земли не касались, так-от и росли на воздусех

  • (no subject)

    Собственно, таким вот образом славяне издревле празднуют Пасху. Верхом, готично и даже несколько стим-панковски. На этом прекрасном фото Андреаса…

  • (no subject)

    отметившим факт моего исчезновения сообщу, что объяснять его тем, что, будто бы, умер я, или умер ЖЖ, было не вполне верно. Что подтверждается,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments