akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Category:

К вопросу о генезисе "дубины народной войны"

Юбилейный год завершился, и построением реконструкторов у Бородинской панорамы отмечен уж Высочайший Манифест о принесении Господу Богу благодарности за освобождение России от нашествия неприятеля 25 декабря 1812 году, в красках повествующий, как в Великой Нашей Империи
с пролитием крови ее умножался дух мужества, с пожарами городов ее воспалялась любовь к отечеству, с разрушением храмов Божьих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение.

     Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь - сентиментально воскликнул автор государева Манифеста (как весьма кстати отметила vita_di_lino, им был адмирал Шишков) по поводу полчищ узурпатора.
И об Отечественной войне теперь уже можно писать, не рискуя подвергнуться упрекам в неуместной злободневности.
     "Дубина народной войны" преследует нас со школьного детства со всей своей грозной и величественной силой.
Вслед за предложившим этот убедительный образ Толстым дубину подхватили записные патриоты Отечества и уж не опускают вовсе и до сего дня.
Вряд ли партизаны взаправду широко пользовались сиим литературным оружием: уж больно оно тяжело и малопригодно в схватке. А ведь под крестьянской рукой гораздо более эффективные и смертоносные средства - топоры, вилы, косы в конце концов. Оно, конешно, кол из ограды, как в резвой юности, можно выдернуть, если на тебя вдруг напали, но уж всерьез вооружаться таким образом против военных могли разве что деревенские дурачки (кои, вопреки просвещенному мнению, никогда не составляли множества среди пейзан).
Впрочем, наша литературоцентричность неизбежно привела к тому, что партизане 1812 года без дубины не мыслятся: дрыны разной степени ужасности изображены всюду, от памятников

до открыток:


А в Боровском музее, говорят, вместе с вилками для сена и каким-то рукодельным кистенем выставлен даже подлинный "ошарашник", видимо, все это время на случай войны бережно хранившийся между боровцами и боровчанами до создания местного филиала Калужского областного музея в 1987 году.

Все может быть.
Однако первым случаем применения образа дубины для осмысления приключившегося со страною в течение второй половины 1812 года странного события мне все же видится гравюра "Следствие войны Франции против России":
Все налицо: широчайшее обобщение, аллегорический бородатый Геракл с воздетой дубиною и в львиной шкуре, геройски попирающий опять же льва-Буонопарте, ну и Александр, милостиво встречающий идущие к нему на поклон народы Европы.


Ростовский музей. КП-22509; Г-890.  XIX в. Россия. Бумага, гравюра резцовая. Л.292x332; И.235x304. фото отсюда
UPD. При визуальном осмотре дубина нашлась и в сердце Родины - в свежеоткрытом при ГИМ музее 1812 года. Вещь подлинная, происхождение скрывается неизвестно. ))
Tags: история, русский образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments