akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Categories:

много букв про дримфлэш на ВДНХ: все равно в ЖЖ никого, да и время постное - можно и о веселом

Археологи и геологи с давних времен всегда ценят береговые обрывы: есть возможность, не делая лишней работы вроде шурфовки и бурения, охватить взором разом всю историю места, стратиграфию слой за слоем, геологические обнажения всяческие: как оно тут все складывалось.
Что-то этакое было нынче на ВДНХ: самодеятельный фестиваль мыльных пузырей, собравший о прошлом годе огромную толпу на Арбате, власти, вместо того, чтобы запретить, отправили на просторы давно забытой выставки, которая никак сама себя не поймет - название "Всероссийский выставочный центр" есть, а приколотить его в реальной жизни не к чему, так и болтается без смысла и содержания.

Прекрасные развалины ужасных 1930-х, эпохи всеобщей радости в любой момент готовой оборваться жизни, отразившие ее лучше всего: "Дружба народов" с золотыми фигурами, "Каменный цветок" с тускло поблескивающими самоцветами, воздушный и стильный "Узбекистан", ставший с чего-то "Культурой", с его тонкой и строгой сказочной беседкой в вышине солнечного неба, завершающий путь "Космос" с ракетою. Всякие неожидаемые находки в закоулках, наподобие бывшей "Микробиологической промышленности" с совершенно безумной сочной деревянной резьбой на потертом фронтоне, напоминающей чародеевский "НУИНу". Павильон "Нефть", производящий впечатление многолетней и полной нищеты и разрухи в этой безнадежной сфере.
Забавно, что лишь сейчас я вдруг понял, что те, кто всю эту всероссийскую хозяйственно-выставочную площадку выдумывал в 30-е годы, держал в голове выставки еще предшестующего столетия - всероссийские торгово-промышленные в каком-нибудь Нижнем Новгороде 1896 года, а то и Парижскую, на которою Кнуров с Вожеватовым у Островского все собираются. Там же тоже вдоль путей празднично одетой гуляющей публики стояли такие волшебные острова-павильоны в эклектическом стиле, наполненные диковинами и всяческими снопами, плодами и чудесами.
Роскошь советского бытия постепенно старела и покрывалась пылью, такою, уже несколько потертой, я помню ее и в семидесятые. Там были, конечно, заманчивые вещи, вроде движущейся и светящейся диорамы в павильоне "Транспорт", изображающей город-порт у моря с поездами, аэропортом, вокзалом и кораблями, заходящими вечером в устье реки. А еще зал игровых автоматов со всякими "Морскими" и "Воздушными боями. Или колхозные павильоны с харизматичной скотиною. Но в целом обгуливание этого пространства уже тогда навевало ощущение заброшенной и разрушающейся усадьбы, на которую у здешних Фирсов уже не было достаточных сил и задора.
Затем случилось, как и у настоящего Фирса, "несчастье". Народного хозяйства более не стало, а выставка заполнилась крепкими стационарными ларьками с разным товаром, вставшими плотными рядами аж от метро. В павильонах выставочных расплодились павильончики торговые, и я еще помню время, когда вопрос: ехать покупать какую-нибудь бытовую технику на Горбушку или на ВВЦ был вполне разумно поставленным вопросом. Гулять в этот коммерческий рай ходила с детьми целевая аудитория, приехавшая из Королева или откуда-то подале. Все это плотно прослаивалось немалым числом шашлычен с вонючим дымом и хитро закрученными ценами, где даже я, не чуждый тогда тихих радостей переходного периода наподобие ужинов в "Портофино" или в "Сирене", получив счет, пытался как-то логически соотнести его с тем, что было мною ожидаемо.
Борьба между федеральными властями и Москвой за владение этим пространством выливалась в сносы ларьков с участием ОМОНа, что было весьма забавно, поскольку их владельцы имели все необходимые бумаги, более того, за законно оформленные договоры законно оформляющие лица получили с них весьма неплохие деньги, но у нас ничто не догма, как известно.
В последние годы все утихло, и просторы выставки даже стали местом ссылки лужковского держателя фонаря главного городского осветителя Бооса, неудачно зарекомендовавшего себя в руководстве Калининградской областью. А это означает, практически, траву забвения. С небольшим добавлением мелкой коммерции в виде идиотских аттракционов (тиры с многочисленными тушами подвешенных призовых медведей, "Живые акулы с Ныряльщицами", а также "Окенариум", таящий в своих загадочных глубинах некиих "мяукующих сомов"!), общепита и оставшейся от лихих времен торговли чудодейственными эликсирами из древесной коры, болгарскими дубленками, медом, саженцами, пряжей и оверлоками и прочими неожиданными вещами.
И вот сюда пришел дримфлэш. То есть много-много школьников, студентов и прочего веселого народу, пускающего мыльные пузыри, настроенного весело и добродушно, и всячески нарядившегося.
Впечатление странное, но приятное. Здешняя милиция, не привыкшая к буйству бесчисленных зомби, дев в черно-белом макияже и радужных колготках, мрачных школьниц с плакатиками "обними меня" и молодых людей с конскими головами и в изящно расстегнутых пальто, вполне ожидаемо осоловела. Мыльные пузыри - и обычные, и угрожающе-гигантские - воздымались в небо. Приехавшие в Москву из неведомых глубин Азии женщины в платках и чуть ли не в хиджабах, похожие на жительниц мальдивских деревень, весело фотографировались со случайно встреченными барышнями в изысканных стим-панковских ансамблях. Таджики на все удивлялись, не переставая при этом работать. Люди из Подмосковья, приехавшие проветрить полосы на спортивных костюмах, а также своих прелестниц на шпильках, испуганно укрылись поглубже в шашлычные с пивом и развивали там мышцы шеи, поскольку им приходилось постоянно вертеть головами, и мышцы лица, ибо происходящее вокруг требовало от них нетиповых реакций и некоего осмысления. Семьи с детьми и тещами, прибывшие за тем же - съесть сахарную вату и долбануть по силомеру молотом - тоже ощущали себя в слегка поплывшей реальности. Папы затруднялись объяснить потомству, что это за люди на ходулях, почему у мальчика лицо зеленое, к чему у одной девушки на спину пристегнуты черные пушистые крылья, а у другой - белые с перьями, да еще и нимбик над головой, и зачем этот тип в японском халате и в маске японской лисицы-кицуне. Оказавшийся тут вне местной стилистики общепита филиал турецкого кафе "Бардак", что на Маросейке, выдавал на гора в ударных количествах чай, кофе на песке, айран и гезлеме с бараниной, шпинатом или сыром. Там царил до крайности красивый турецкой мужчина, безгранично сладко повторяющий названия заказываемых кушаний, и три исключительно деловитые и сосредоточенные узбекские женщины. В очереди встречались вполне солидно одетые отцы семейств в радужно-полосатых остроконечных шапках, будущие архитекторы в масках бэтмэна и даже человек-невидимка в плаще, шляпе и очках на замотанном полностью лице (ему, однакож, явно было жарко).
После гуляния по главным аллеям между сталинско-брежневскими памятниками архитектуры и пропаганды все это добродушное безумие заполнило собой разреженное и неоднородное пространство выставки, осваивая окруженный забором парк с лавочками вполне современного вида ("вход платный, фотографирование - 100 руб") со стоящим посередине памятником Мичурину, со спины напоминающим Ипполита Вробьянинова, всяческие закоулки павильонов, а также лавочки и газоны. Многие из них явно оказались тут впервые. Но методично пускать пузыри не переставали. Все же пространство такого масштаба и такой исторической стратиграфии наскоком освоить нелегко даже столь приятному обществу.
PS Наглый котик вытащил из моей полки и уронил на пол книжку "Кладезь удмуртской философии и магии", поэтому писать далее нет никакой возможности...
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    хотелось бы, чтобы смотреть, как горит огонь в печи, слушать, как шумит дождь за окнами, и обещать, что скоро сдашь текст, можно было б бесконечно.…

  • (no subject)

    гляжу я, в ФБ аки Афродита из пены морской сам собою рождается новый, по сути, жанр: пост о том, что автору не дали грант на конкурсе РФФИ. Драматизм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    хотелось бы, чтобы смотреть, как горит огонь в печи, слушать, как шумит дождь за окнами, и обещать, что скоро сдашь текст, можно было б бесконечно.…

  • (no subject)

    гляжу я, в ФБ аки Афродита из пены морской сам собою рождается новый, по сути, жанр: пост о том, что автору не дали грант на конкурсе РФФИ. Драматизм…