akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Categories:
Праздники обладают какой-то всепобеждающей силой очевидности. Помню это еще в советских семидесятых. Наступает ноябрь - значит, скоро гвоздики, белые буквы лозунгов на красном фоне поверх бесцветных облезающих стен и - апофеоз выпадения из буден - демонстрация. На холодном асфальте проспекта не станет машин и троллейбусов, по нему с искусственными цветами и прочей атрибутикой в руках пойдут люди, построенные сообразно их предприятиям и учреждениям, а по краям будут стоять тупо-серьезные дядьки в штатском и неуклюжие милиционеры в шинелях. И все будут говорить друг другу "с праздником". Зима близка.
Откуда-то оттуда и 9 мая. Оно, однако, не выглядит странным и сейчас. Хотя, если разобраться, того государства, победу которого, вроде как, и празднуют у нас в этот день, давно нет. Оно исчезло, рассыпалось смешно и жалко, чуждое любого величия. Оставшиеся на его месте народы уже не раз и не два успели повоевать между собой. И могут еще: верить в то, что самое страшное между ними уже позади, все сложнее: фашисты, как нам говорят, живы и сейчас, они в Эстонии и Украине, в Грузии и даже среди нас. Сами союзники СССР в той войне - и те, вроде бы, уже числятся на темной стороне. Так что победа оказывается несколько промежуточной, неполной, ее саму надо все время защищать и чуть ли не воспроизводить, напялив спешно пошитые пилотки и плащ-палатки на юную селигерскую шваль и объяснив, что наследники и душеприказчики победы - это те, кто и по сей день в Кремле, кто принимает парад. Из этого ряда и военные песни в московском метро: честные сами по себе, они приобретают толику гадостности от того, кто их включил и зачем. Какой-то сытый актер воодушевленным голосом читает Высоцкого: "У братских могил нет заплаканных вдов - сюда ходят люди покрепше". Тошно.
Праздновать и помнить. Но уж слишком много людей погибло, чтобы это весело праздновать.
Вот помнить - да. Но почему я должен помнить это именно сегодня? согласно телепрограмме? Чтобы вместе со всеми? Среди этих "всех" с ленточками сейчас слишком много тех, с кем я ничего не хочу вместе.
9 мая кончилась война СССР с Германией. Бабушкин брат, военно-морской летчик, погиб в Черном море весной 41-го: отказал мотор; мамин отец, мой дед, убит финским снайпером в декабре 1939; один из старших братьев отца попал в Польше в засаду Армии Крайовой и был замучен (такое дело, войска НКВД). 9 мая тут, вроде как, ни при чем, но эти родные для меня значат столько же, как и погибшие в боях с немецкими фашистами. Смысла в их гибели было не больше и не меньше. Весь мир тогда, в конце 1930-х, грезил войной, она казалась неизбежной, как календарь, и она пришла, сожрав и виноватых и невиновных.
Своих я помню не только 9 мая, и для этого не много смысла устраивать майский балаган с ленточками и парадом.
Что касается разговоров про то, что "мы, весь наш народ, выстояли". Во-первых, советского народа больше нет. Нет этого воображаемого "мы". Те, кто это говорит, чаще всего сам ничего не стоит и не выстоит.
А насчет русского отношения к той войне: мой дед по отцу, человек крепкий, жесткий и самостоятельный, в 41-м году сказал одной их сельской партейной сволочи: придет немец - тебя за яйца повесит. Отец тогда был маленьким, услышал с ужасом и навсегда запомнил. Остальные дедовы сыновья в то время были на фронте, половина не пришла. Такой вот крестьянский взгляд на происходившее: вокруг борются огромные бесчеловечные силы, они не свои и не чужие, на них невозможно повлиять, они уничтожают тебя и твоих близких, как пыль. Впрочем, и сквозь них может иногда действовать некая высшая справедливость.


PS Я, как понимаете, никого не хотел задеть. И хорошо понимаю, как важно было уничтожение фашизма
Tags: лытдыбр, российская история
Subscribe

  • Диджитальный концлагерь будущего. Российская версия.

    Едучи в воскресенье в первопрестольную, глазел в окно электрички. Вокруг наблюдались результаты непрестанного реформирования железнодорожного…

  • (no subject)

    В выходные между тем строители бульдозерами срыли Щербинское городище. Памятник дьяковской культуры, сохранившийся, известный с середины прошлого…

  • (no subject)

    Вослед празднику выложу-ка я вот такой вот весьма и весьма краткий извод иконографии Покрова. Не архаизмом и традиционализмом единым все ж. Особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Диджитальный концлагерь будущего. Российская версия.

    Едучи в воскресенье в первопрестольную, глазел в окно электрички. Вокруг наблюдались результаты непрестанного реформирования железнодорожного…

  • (no subject)

    В выходные между тем строители бульдозерами срыли Щербинское городище. Памятник дьяковской культуры, сохранившийся, известный с середины прошлого…

  • (no subject)

    Вослед празднику выложу-ка я вот такой вот весьма и весьма краткий извод иконографии Покрова. Не архаизмом и традиционализмом единым все ж. Особенно…