akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

имперское

Любопытно, а кто-нибудь уже писал что-то об одной параллели в Новгородской первой летописи:

(1339) Того же лѣта послаша новгородци Кузму Твердиславля и Олександра Борисовича с другы, а от владыкы сестрицича его Матфѣя за море къ свѣискому князю посольствомъ; и наихаша его в Мурманьскои земли, в городѣ Людовли, и доконцаша миръ по старым грамотамъ; а про Корилу тако ркоша: «аще к вамъ наши бежат, сѣките их или вешайте; или ваши к намъ, мы же тако имъ створимъ, дажь не польстят промежю нами; а сих не выдадимъ: крещени суть в нашю вѣру; а и бес того мало 6ѣ их осталося, а то вси помроша гневом Божиимъ. (НПЛ. С.350)

Из-за живущей по обе стороны новгородско-шведского рубежа корелы случился военный конфликт Новгорода и Швеции, вызванный тем, что часть прежде новгородских карел восстала и приняла сторону шведов. Для его завершения новгородцы через своих послов предлагают шведским властям техничное решение: если подвластная нам корела убегает к вам, то вы их секите и вешайте, а мы будем так поступать с теми карелами, кто прибежит от вас к нам, чтобы между нами и вами не возникало проблем. Единственно только мы не готовы выдавать вам тех, кто уже крещен в православие - а то их и так мало осталось, все вымерли от эпидемии.
Но подобное же предложение юридического решения уже встречалось в той же самой летописи несколько раньше, в рассказе о первом приходе монголов, для Руси кончившимся катастрофой на Калке. Незадолго до нее монгольские послы делают русским князьям предложение по поводу союзных тем половцев:

(1223) Тогда же се увѣдавше Татарове, яко идуть рускыи князи противу имь, и прислаша послы къ рускым княземъ: «се слышимъ, яко идете противу нас, послушавше Половець; а мы вашей земли не заяхомъ, ниже градовъ ваших, ни селъ ваших, ниже на вас приидохом; нь приидохом пакы Богомъ попущени на холопы и на конюсѣ свои на поганыя Половци; а вы возмите с нами миръ; аще ли выбѣжат к вамъ и вы бѣите ихь оттолѣ, а товаръ емлите собѣ: понеже бо слышахомъ, яко и вамъ многа зла дѣют; да того ради мы биемъ их». (НПЛ. С. 62; 265)

т.е. ситуация, кажется, схожа: чтобы разрешить возникший или могущий возникнуть между сторонами конфликт из-за конкретного этноса, через послов предлагается просто мирно договориться по его поводу и вывести его представителей, пересекающих границу, за пределы правового поля. Понятно, что для имперской традиции такое решение далеко не уникально (Польша, 1939 etc.), но конструкция аще (вы)бежат к вам, бейте / секите и вешайте..., а мы тако же повторяется уж очень близко.
Tags: российская история
Subscribe

  • ленинградство какое-то

    "Вечевая республика Господин Великий Новгород. Эта республика, имевшая явные черты государства корпоративного типа, возникала на цивилизованном…

  • ЛАРог, каким он мог бы быть. Даже Ларожек.

    Нонче в своем весьма любопытном докладе А.М. Введенский предложил ряд наблюдений по поводу общего источника Летописи Авраамки и Рогожского летописца,…

  • (no subject)

    Дивный новый мир, хотим мы этого или нет, уже неотвратим: вот прямо сейчас уважаемый Александр Игоревич Грищенко выступает с любопытным докладом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments