akim_trefilov (akim_trefilov) wrote,
akim_trefilov
akim_trefilov

Category:

антиномия трад/фем и женское священство

тут уважаемый ampelios недавно обратил внимание на эпизод из русской сказки "Чего на свете не бывает", где мужик должен найти для считающего, что все на свете бывает барина примеры чего-то явно невозможного. Соответственно:

Не все, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.
Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.
— Нет, — говорит, — это бывает; по неметчине и все так
.

По этому поводу вспомнился сюжет из "Розыска о раскольнической брынской вере", последнего произведения Димитрия Ростовского (1709).


Повествуется у нас в Ростове, яко во дни преждебывшего архиерея, блаженный памяти, преосвященного Ионы, митрополита Ростовскаго, не далече града об он пол езера, в едином селе девка некая от раскольнического зловерного сонмища пришедши, и у единого крестьянина в подполе крыющися, обедню некую еретическую тайно совершала, людей исповедывала и причащала, не точию же простых людей, но и попов: ибо и попы некии безумнии к ней на исповедь тайно прихаживали, и причащение нечестивое от руки ея принимали. О крайнего безумия! Каково тамо служение? каково причащение? каково решение грехов? каково действие всех прочиих таинств, от женска пола совершаемых?

Митрополит, понятно, клеймит и разоблачает злых староверов: вот, прям напротив его собственных хором, в селе на том берегу озера - из окна видать - девка аж священников исповедала и причащала! Димитрий, конечно, персонаж несколько гоголевский - сын казачьего сотника Саввы Григорьича Туптало из шляхетского рода Савичей вполне мог и присочинить что-то: такая вопиюще на тогдашний взгляд непристойная подробность пригодится в полемике. С него сталось бы - у него и староверы все "арменския веры", и притягательный образ причащающей (чаще всего некими колдовскими ягодами) девы в "Розыске..." как минимум трижды в разных контекстах встречается - явно чем-то значим для автора. Архиерей он был вполне себе на уме: когда надо - легко и уверенно цитировал античных авторов и блистал яркою риторикой, благо выучка Киево-Могилянской коллегии, выстроенной по проверенному иезуитскому шаблону - дело серьезное. Но когда чувствовал, что сейчас лучше бы как-то без Аристотелей и Гомеров - тихо прятал их под сукно, да и все тут. Главное в старости - спокойно дописать свои труды, ну и чтобы в Сибирь на архиерейство не угодить.
Могли, конечно же, основой рассказа стать и слухи. В любом случае: то, что с самого начала в сохранении житья по старой вере женщины приняли на себя особую роль - тут это вполне верно замечено. Понятно, сразу на ум идут яркие картины с суриковской боярыней Морозовой или нестеровские зачарованные скитницы. Но я лучше других помяну, с черно-белых фото.




Репина Мария Михайловна.
1890 - родилась в д. Власьевская Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Купеческая дочь. Грамотная. Проживала в д. Власьевская Афанасьевского с/с Верхнетоемского р-на Архангельской обл.
1941, 8 ноября - арестована по обвинению в контрреволюционной агитации как участница контрреволюционной группировки старообрядцев. Участвовала в тайных богослужениях.
1942, 7 октября - по постановлению особого совещания НКВД СССР заключена в ИТЛ на 10 лет.


Пластинина Мария Васильевна.
1869 – родилась и проживала в д. Кондратовская Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Из крестьян.
1941, 21 ноября – арестована в возрасте 72 лет по обвинению в контрреволюционной агитации как участница контрреволюционной группы старообрядцев. Участвовала в тайных богослужениях.
1942, 7 октября – по постановлению особого совещания НКВД СССР заключена в ИТЛ на 5 лет.


Мосева Офимья Михайловна.
1863 – родилась и проживала в д. Алексеевская Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Из крестьян.
1942, 9 января - арестована в возрасте 79 лет по обвинению в контрреволюционной агитации как участница контрреволюционной группировки старообрядцев. Участвовала в тайных богослужениях.
1942, 11 ноября – умерла в тюрьме.


Мосеева Анна Васильевна.
1864 – родилась и проживала в д. Алексеевская Верхнетоемского р-на Архангельской обл. Из крестьян.
1942, 9 января – арестована в возрасте 78 лет по обвинению в контрреволюционной агитации как участница контрреволюционной группировки старообрядцев. Участвовала в тайных богослужениях.
1942, 20 сентября – умерла в тюрьме.

С Верхней Тоймы все. За Двиной это.
Таких людей больше нету сейчас, нонешние "старообрядцы" одни косплееры.
Думаю, те, кто в 1942 году арестовывал и убивал этих архангельских бабушек, потом поди до самого конца жизни состояли в советах ветеранов. И их внуки на 9 мая с портретами и с ленточками ходят, как же иначе.
Tags: российская история
Subscribe

  • (no subject)

    Когда будучи ещё вполне молодым и задорным читаешь бескрайние списки опубликованных работ мэтров, то кажется - как же ж оно здорово вот столько всего…

  • Суровые нравы эпохи феодальной раздробленности

    "Новый великокняжеский наместник, которого прислали из Москвы, захотел быстро навести в городе свои порядки, но уже вскоре ему пришлось поехать…

  • Большой брат, прочая родня и соседи

    Я тут приоткрыл матушке одну из граней всемогущества глобальной информационной цивилизации в лице гугль-спутника, благодаря коему в интернете можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • (no subject)

    Когда будучи ещё вполне молодым и задорным читаешь бескрайние списки опубликованных работ мэтров, то кажется - как же ж оно здорово вот столько всего…

  • Суровые нравы эпохи феодальной раздробленности

    "Новый великокняжеский наместник, которого прислали из Москвы, захотел быстро навести в городе свои порядки, но уже вскоре ему пришлось поехать…

  • Большой брат, прочая родня и соседи

    Я тут приоткрыл матушке одну из граней всемогущества глобальной информационной цивилизации в лице гугль-спутника, благодаря коему в интернете можно…